Христос Воскресе! Сегодня мы слушали Евангелие о том, как Христос встретился у колодца с женой самарянской. Этот чтение занимает центральное место среди евангельских чтений Пасхального Цикла и стоит почти посередине между праздником Пасхи и святой Троицей. После Cвоего Воскресения Господь в течении сорока дней являлся ученикам, и открывал им тайны Царства Небесного. Они подобны евангельским чтениям, которые звучат в храме от Пасхи до Вознесения. В эти удивительные пасхальные недели Господь и нам, как Своим ученикам, открывает тайны Царства Небесного и готовит к событию, которое для Апостолов случилось в Пятидесятнице, когда на них сошел Святой Дух. В среду перед воскресным днем, в который читается притча о самарянке, служится праздник Преполовения, в который после Литургии освящается вода, подчеркивая смысл этого праздника: каждый из нас есть существо жаждущее, жаждущее настоящей жизни, которая нас ожидает впереди. «… жаждущую душу мою благочестия напой водами», – так поют в церкви в день Преполовения. А в воскресный день евангельское чтение рассказывает нам, как Христос у колодца попросил напиться у простой женщины, которая ни по вере, ни по жизни своей, ни по духовному состоянию, не была Ему близка. Она была, самарянкой, вероотступницей. Самаряне отступили от закона Моисеева, смешались с язычниками, приобрели массу языческих обычаев и обрядов, исказили учение, которое Господь явил в Священном Писаниии. Христос стоял на чужой земле, среди враждебного населения, потому что путники-иудеи, которые шли в Иерусалим, в Самарию не заглядывали. Веками враждовали иудейский и самарянский народы. Обида, когда-то нанесенная самарянскому народу при восстановлении Иерусалимского храма не была забыта и прощена. Каждый самарянин старался отомстить иудею, проходящему по его земле, во всяком случае, стакана холодной воды в жаркий день он, конечно, никогда бы ему не поднес. И иудеи относились к самарянам хуже, чем к язычникам, не почитая их за наследников Завета, а считая предателями веры, недостойными даже того, чтобы с ними есть из одной посуды и пить из одного черпака. И вот неожиданно ученики Христовы во главе со своим Учителем проходят именно этой землей. В дневной зной Христос останавливается у колодца Иакова, у той святыни, которая могла бы соединить эти два народа, потому что самаряне вели свое происхождение от Иосифа, и для них, как и для иудеев, колодец Иакова был непререкаемой святыней. Ученики оставляют Христа у колодца, а сами уходят, чтобы добыть пропитание. И там Христос встречается с женщиной и начинает с ней разговаривать. Он обращается к ней с миром и любовью, более того, – с просьбой: «Дай Мне пить, утоли Мою жажду». И с этого момента начинается очень важный разговор, который заканчивается для нее встречей с Богом и удивительным преображением всей ее жизни. Можно встретить Бога и остаться таким же, каким был, и уйти, ничего Ему не отдав и, соответственно, ничего от Него не получив. А вот с этой женщиной произошло удивительное: разговор начался с самых простых, казалось бы, вещей, но неожиданно ей открылось то, что никому из Апостолов в тот момент открыто еще не было. Пять мужей у нее было, и тот, с кем жила она в тот момент, оказался ей не мужем, как она призналась перед Христом. И, тем не менее, встреча у колодца явила этой женщине правду Божью. Христос говорит с ней, раскрывая всю ее судьбу не только в событиях внешних, но и в том, что является для этой женщины самой глубокой болью, самой большой проблемой – несложившаяся жизнь, отсутствие семьи и любви. Ведь не случайно же эта женщина приходит к колодцу в самый зной. Можно представить себе, что такое Палестина в двенадцать часов дня, когда все стараются укрыться в тени. Но она сторонится людей и приходит к колодцу, когда там точно никого нет, и никто не бросит на нее осуждающий взгляд. И вот она встречает Христа. И с этого момента с женщиной что-то случается. Она говорит: «Вижу, что ты пророк». И вместо того, чтобы к этому пророку отнестись как к чудотворцу, который может для нее что-то сделать, ответить на её жизненные вопросы, она не спрашивает о себе. Она не спрашивает, как мне устроить свою семью, как мне наконец-то получить своё земное счастье, но вдруг спрашивает о самых главных вещах: "Как поклоняться Богу? Как встретить Мессию, когда придет время?". Она не ищет земного, она ищет небесного, и ни тени сомнения в её словах. И когда она спрашивает о небесном, Христос ей открывает себя: «Я – Христос». Никому из Своих Апостолов Господь не сказал о Себе: «Это я Христос». Он спрашивал: «За кого вы меня почитаете?». И когда Петр сказал, – Ты Христос, – Господь ответил: «Блажен ты, Петр, сын Ионы, потому что не плоть открыла тебе это, а Отец Мой, который в небесах». Этому Апостолу было Богом явлено, что перед ним стоит Христос, Сын Бога Живого. И это же удивительное знание было дано женщине – самарянке, родившейся в чужой стране и живущей без закона. Когда мы встречаем человека, который несет в себе знание духовных законов, знание правды Божьей, часто ли мы спрашиваем его по-настоящему о главном? Вот у нас в последнее время люди ищут старцев, живущих пророческим духом, которые знают тайны Царства Небесного, которым открыто о мире, о людях и о Боге нечто такое, что нам недоступно. И часто, приехав к старцам, они задают им очень важные вопросы, но не о духовной жизни, а о своих проблемах. Действительно, в нашей жизни много проблем: разрушенные семьи, заблудшие родственники, тяжелейшие болезни. Все это страшной печалью наваливается на наши плечи, и мы приезжаем к старцу и спрашиваем: «Отче, как мне быть? Отче, помолись за меня. Отче, сделай так, чтобы что-нибудь в моей жизни изменилось к лучшему». И в этом нет ничего плохого, действительно, жизнь многих людей такова, что часто сам человек, запутавшись в лабиринтах собственных духовных ошибок, не знает, как найти из них правильный выход. И вот мы едем к старцам и решаем свои житейские проблемы. И самарянка могла бы просто дать Христу воды, спросить о житейском, и разговор бы не состоялся. Но как только женщина дала маленький повод для духовного разговора, Господь сразу на него ответил. Вот так случается в духовной жизни каждого человека: как только он открывает для Господа хотя бы самую маленькую щелочку в своей душе, Господь старается проникнуть в сердце человека даже сквозь эту маленькую щелку. Господь жаждет жаждущих Его. Когда Господь увидел в самарянке жажду духовной жизни, Он сразу стал говорить с ней о главном, о том, в чем состоит истинный смысл жизни. Он сказал, что истинные поклонники поклоняются Отцу в Духе и Истине. В этих словах для нее раскрывается самое главное, что и для нас должно раскрыться как смысл и основание нашей веры. Ведь мы приходим ко Христу, как к удивительному животворящему источнику нашей жизни. Мы приходим к причащению Святых Христовых Тайн, становимся причастны благодати, которая нас наполняет и готова сделать совершенно другими людьми, такими, о которых говорит Христос: те, кто будут к этому источнику припадать, сами будут становиться источником жизни и смогут этой живительной водой напаивать других. Причащение святых Христовых тайн – это само Царствие Небесное, это Сам Христос, Который приходит к нам, с Которым мы соединяемся, и Который отдает нам всего Себя всецело, до конца, во всей полноте. Он и есть источник жизни вечной, Он и нас готов сделать иными. Христос не осуждает самарянку, несмотря на ее неправедную жизнь, но беседует с ней и раскрывает такие глубокие истины, которые и Апостолы не слышали от него. Перед Петром и Иоанном, перед другими Апостолами Он еще что-то говорил, а уж женщины-мироносицы сидели на кухне и обед готовили. И вдруг перед женщиной-блудницей из какого-то нечестивого племени все сразу раскрывает. Мы ходим в Церковь годами, приходим каждое воскресенье, мы причащаемся, мы все делаем правильно, а вот пришла чужая эта женщина ко Христу, и Он сразу ей все дает… И самарянка, поняв, Кто перед ней, больше ничего не спрашивает у Христа, потому что ей больше ничего не нужно. Она оставляет свой водонос, и тут же идет к своим единоплеменникам, чтобы об этом возвестить. Ничего у Господа не узнав еще, она в этот момент стала источником жизни вечной, источником воды живой, потому что тут же, оставив свою воду, пошла, чтобы напитать этой водой жизни, этим знанием о Боге, всех своих близких. Этот разговор Господа с самарянкой говорит нам о том, что такое жизнь с Богом, что такое духовная жизнь. Духовная жизнь – это когда мы соединяемся со Христом, а соединяемся мы со Христом тогда, когда мы думать ни о чем другом не можем, когда мы способны забыть о себе, о земном благополучии, о земных радостях и земных неудачах, когда мык везде ищем Царствие Небесное, когда без Царствия Небесного мы не можем ни заснуть, ни проснуться. И если мы сумеем захотеть по-настоящему, и у нас случится эта радость, – Христос сделает нас Своим источником. Подходя к причастию святых Христовых тайн, давайте помнить о том, куда мы идем и с Кем мы встречаемся. Мы идем, чтобы полностью принять его муки и быть готовыми к тому, что когда Господь встретит нас, жизнь станет совсем другой, как стала жизнь у самарянки после этой встречи. У нее не появилось семейного счастья, ничего не поменялось во внешней жизни. Но сыновья ее стали святыми мучениками, и сама она приняла мученическую кончину за Христа. Хорошо это или плохо? В глазах безбожного мира их судьбы очень трагичны, а в глазах Христа они просияли. Мы тоже должны решить в эти дни главный вопрос нашей жизни: "Как мы хотим прожить? Чтобы в глазах мира выглядеть благополучно или чтобы в наших глазах просияла истина?". Беседа с самарянкой заставляет нас задуматься, что такое духовная жизнь, к чему нас призывает Христос, где источник жизни вечной, который должен нас изменить. Давайте же будем стремиться к тому, чтобы Царствие Христово до конца наполнило каждого из нас и забило живым нескончаемым источником. Аминь Протоиерей Алексий Уминский